Веб-аналитика
Веб-аналитика – это
комплекс мер, направленных на сбор, систематизацию, анализ и
интерпретацию данных о пользовательских факторах сайта. Комплексная
аналитика необходима для контроля эффективности продвижения, а также для
разработки результативных стратегий дальнейшего развития проекта.
Эта информация дает возможность определить целевую аудиторию и
выявить ее потребности, что позволяет внедрять эффективные решения в
направлении разработки контента, настройки рекламы, оптимизации страниц и
коммерческих предложений. Web-аналитика необходима для изучения
особенностей входящего трафика: объема и динамики посещаемости,
источников и качества.
Профессиональный веб-анализ сайта
всегда проводится по индивидуальной стратегии, которая разрабатывается с
учетом особенностей и задач проекта. Специалисты подбирают метрики,
способные объективно оценить эффективность реализации плана по
продвижению ресурса. Комплексная аналитика для сайта рассматривает
показатели в разрезе отдельных сегментов целевой аудитории, что
позволяет сделать более точные выводы.
Классификация подходов к веб-анализу
Комплексная аналитика.
Эта методика предусматривает полный сбор и анализ общих и
детализированных статистических данных о веб-проекте. Информацию
получают с помощью специальных счетчиков, которые предварительно
устанавливаются на сайте. Эти инструменты фиксируют все необходимые
данные о трафике и качестве взаимодействия со страницами. Комплексная
веб-аналитика позволяет выявить причины проблем, связанных с конверсией,
отказами, результатами ранжирования, нецелевыми рекламными переходами,
брошенными виртуальными корзинами и пр.
Сквозная аналитика.
Эта методика фокусируется на изучении конверсионного пути пользователя.
Сквозная web-аналитика – это анализ шагов потенциального клиента,
которые он совершает от момента перехода на страницу до выполнения
целевого действия. Специалисты изучают источники трафика, настройки
рекламных кампаний, особенности и настроения аудитории, качество
взаимодействия с интерфейсом, CTA-элементы и привлекательность
предложений. Сквозная методика позволяет выявить и оптимизировать важные
точки контакта с целевой аудиторией. В итоге эта работа приводит к
увеличению продаж и рентабельности рекламных кампаний.
Основные показатели веб-аналитики
В
процессе проведения анализа сайта могут учитываться самые разные
метрики. Их состав зависит от самого проекта и текущих задач
маркетолога. Но можно выделить основные показатели, которые чаще всего
используются в рамках веб-аналитики. Это:
- средняя продолжительность сессий;
- глубина взаимодействия с сайтом;
- качество реакций на баннеры, призывы, кнопки и формы;
- географический охват;
- социально-демографические особенности аудитории;
- источники трафика;
- показатель конверсии (общий и для каждого канала);
- рентабельность рекламы;
- стоимость привлечения одного клиента.
Если
не анализировать эти показатели, развитие бизнеса можно будет сравнить с
вождением с закрытыми глазами. Веб-аналитика сайтов – это
информационная основа, необходимая для принятия взвешенных решений.
Также важно правильно подобрать аналитические циклы. К примеру,
стоимость привлечения клиента можно рассчитывать раз в полгода, но
конверсию и трафик нужно контролировать хотя бы раз в неделю.
Какие задачи решает веб-аналитика
Выделение целевой аудитории.
В процессе развития молодого бизнеса бывает сложно составить портрет
типичного покупателя. Очевидные варианты обычно не отличаются полнотой
охвата. К примеру, изучение социально-демографических факторов
посетителей может показать, что надувные лодки для рыбалки достаточно
часто покупают женщины, которые ищут подарок. Получается, что без
веб-анализа эта часть аудитории осталась бы без внимания.
Сегментирование целевой аудитории.
Анализ трафика и пользовательских факторов позволяет выделить отдельные
группы потенциальных клиентов. К примеру, статистика может показать,
что крупные чеки формируют мужчины старше 45 лет. Это поможет сделать
отдельную группу объявлений для более индивидуализированного
взаимодействия. Чем точнее реклама обращается к пользователю, тем выше
ее кликабельность и конверсия.
Оптимизация рекламного бюджета.
Даже если бизнес может выделить значительную сумму на продвижение, он
все равно будет заинтересован в рациональном использовании каждого
доллара. Веб-аналитика позволяет объективно оценить разные кампании,
креативы, площадки и другие важные моменты. К примеру, как понять,
пользователи какой социальной сети будут чаще заказывать еду с
доставкой? Без тестов и анализа их результатов можно «слить» крупную
сумму на канал, который просто не подходит.
Оптимизация контента и юзабилити.
Тексты, формы, баннеры, кнопки – все это и многое другое должно
нравиться представителям целевой аудитории, а не владельцу сайта или
маркетологу. Поэтому только анализ поведенческих факторов дает
возможность сделать выводы о том, насколько удобным и полезным является
веб-проект для его посетителей. К примеру, если видно, что пользователи
закрывают страницу на этапе заполнения виртуальной корзины, то стоит
поработать с формой, призывами, текстами, обязательными полями,
цветовыми решениями и другими переменными.
Разработка стратегии продвижения.
Систематический веб-анализ дает возможность накопить значительный
массив данных о динамике и результативности продвижения проекта. Эта
информация позволяет формировать и корректировать планы развития. К
примеру, если аналитика показывает, что 3-месячная реклама у популярного
блогера не дает результатов, то нужно исключить из стратегии
направление размещения рекламы на подобных площадках.
Инструменты для веб-анализа
Сегодня есть большое количество бесплатных и платных сервисов и
программ для получения аналитической информации. Базовыми и
универсальными инструментами считаются Google Analytics и
«Яндекс.Метрика». Также можно выделить и другие полезные решения:
- Quill Engage;
- Clicky;
- PR-CY;
- StatCounter;
- Woopra.
Нельзя
сказать, что какой-то инструмент хуже или лучше. Каждый оптимизатор со
временем подбирает собственный набор программ и сервисов для разных
целей.
Подведем итоги
Теперь вы знаете про
веб-аналитику, что это и для чего она нужна. Остается только подобрать
подходящие инструменты и начать систематически анализировать свой сайт
для принятия обоснованных решений.