SERM
SERM – это направление в интернет-маркетинге,
отвечающее за работу с репутацией компании. Любой более-менее крупный
бренд рано или поздно сталкивается с необходимостью применять меры,
чтобы создать желаемый имидж. Какой бы добросовестной ни была компания,
негатив неизбежен, а пользователи чаще говорят о плохом, чем о хорошем.
Если не формировать положительный образ фирмы, рано или поздно
большинство сведений о ней в Сети окажется негативным. Чтобы этого
избежать, существует SERM. Аббревиатура расшифровывается как Search
Engine Reputation Management – управление репутацией в поисковых
системах. Суть мероприятий в том, чтобы заполнить поисковую выдачу
положительными мнениями и убрать оттуда негатив и нерешенные проблемы.
Что входит в список мероприятий SERM
Отзывы.
Психика людей устроена таким образом, что, если они купят хороший товар
или получат качественную услугу, им не придет в голову об этом
сообщить. Положительное воспринимается как само собой разумеющееся.
Зато, если что-то пошло не так, человек с большой вероятностью оставит
негативный отзыв, даже если большинство сделок у фирмы прошло успешно.
Чтобы избежать накопления плохих отзывов, создающих компании дурную
репутацию, SERM-специалисты применяют меры:
- отслеживают
негативные мнения и работают с ними. Если они ложные (например, их
заказали конкуренты), специалист сообщает об этом администрации сайта,
где размещена публикация, и предоставляет доказательства. Ложные
сведения удаляют. Если же ситуация реальная, с автором отзыва
связываются и предлагают ее разрешить, к примеру дают скидку;
- пишут
положительные отзывы, например привлекая довольных клиентов: их
стимулируют отозваться о компании положительно в обмен на бонус;
- благодарят авторов позитивных мнений.
Контент.
Работа с контентом включает в себя написание пресс-релизов,
информационных рекламных статей, обзоров и новостей о компании. Их цель
не продвинуть продукт, а рассказать о фирме и сформировать ее
положительный облик, представить как надежного и ответственного
партнера. Важно, чтобы информация соответствовала действительности,
иначе пользователи быстро заметят обман и только ухудшат мнение о фирме.
Так что это довольно сложная работа. Тональность материалов должна быть
нейтрально-положительной, соответствовать tone of voice компании. Сам
контент размещается на проверенных ресурсах с хорошей репутацией,
которые читает большое количество пользователей.
Соцсети и форумы.
Это порталы, где люди активно общаются по интересам, и зачастую
интересы могут включать продукцию той или иной компании. Например, на
автофоруме будут обсуждать разные марки автомобилей или технологических
жидкостей, в группе в соцсети, посвященной спорту, могут говорить про
спортивное питание или снаряды. Задача специалистов SERM – находить
такие обсуждения, обрабатывать негатив и увеличивать количество
положительных мнений. Зачастую у крупных компаний есть официальные
аккаунты на крупных форумах и в соцсетях, и они появляются в каждом
обсуждении, где есть их упоминание. Яркий пример – мобильные операторы:
стоит упомянуть один из них в социальной сети в негативном ключе, как
официальный представитель оператора прокомментирует публикацию.
Этапы работы с репутацией
SERM
– это не просто бессистемное применение мер. Чтобы работа была
эффективной, ее стоит проводить комплексно, с составлением стратегии,
аналитикой и отслеживанием результатов. Следует учитывать и влияние
других составляющих продвижения, таких как реклама или SEO.
Анализ.
Проверяется выдача поисковиков по названию компании, анализируются
существующие отзывы и публикации. Специалисты находят негатив, который
нуждается в проработке, как реальный, так и ложный.
Разработка стратегии.
Определяется комплекс мер, которые нужно осуществить за определенный
период, чтобы улучшить ситуацию. Расписывается график: мероприятия
следует проводить постепенно, чтобы не вызывать подозрений.
Реализация.
На этом этапе пишутся отзывы и информационные публикации,
обрабатывается негатив, проводятся другие работы. Нужно не забывать
время от времени анализировать происходящее, чтобы отслеживать ход
работы.
Разобраться в обилии информации по теме помогут курсы, которые предоставляют специализированные сервисы. IMBA – один из них.
Сервисы для работы с репутацией
Интернет
огромен, и самостоятельно искать в Сети все упоминания компании –
задача практически нереальная. Чтобы оперативно отслеживать мнения
пользователей, SERM-специалисты используют специализированные сервисы и
ПО:
- IQBuzz. Ищет упоминания фирмы или ключевые слова в
своей огромной базе, сохраняет сведения за последние несколько лет. В
базу входят социальные сети, блоги, новостные ленты, найденная
информация доступна круглосуточно. Предоставляет статистику по
пользователям – авторам отзывов;
- YouScan – конкурент предыдущего сервиса с похожими функциями, но отличающимися интерфейсом и базой;
- «Крибрум» – отслеживает и анализирует упоминания фирмы в социальных сетях, составляет отчеты с наглядными графиками;
- «Репутометр»
– показывает, видят ли страницу с отзывом поисковики, самостоятельно
разделяет найденные мнения на положительные, отрицательные и
нейтральные, делает скриншоты.