Add author snippet
Сломай систему: как попасть в крутую профессию без диплома
Гордей Алексеев: мечтал «продавать колбаску», хотел сжечь школьный аттестат и стал самым молодым веб-аналитиком в крупной компании. Рассказывает об учебе по требованию и путях для молодых и амбициозных.
Содержание
Гордей учился на курсе «Интернет-маркетолог от Ingate».
– Гордей, мы рады, что ты наконец присоединился к команде Ingate. Тебе 21, и ты стал, пожалуй, самым молодым штатным веб-аналитиком за всю историю компании – настоящий пример скорости. Неужели мечта детства или так звезды сошлись?
– Разные мечты были. И точно не полицейским, не космонавтом и не врачом. Всегда знал, что буду как-то связан с бизнесом. Но меня всегда смущало, что бизнесменов – мою мечту в костюмах, с кейсами и большими сделками – что-то слишком часто убивают. И в фильмах, и в реальной жизни… С одной стороны, интересно было и чувствовал в себе такую ответственность высокую, «предпринимательскую», с другой стороны – очень жить хочется, долго и счастливо. Так что я боялся говорить, что хочу стать бизнесменом, поэтому всем заявлял, что просто «буду продавать колбаску».
Ещё одна детская мечта – паркур. Я был уличный пацан, да и район располагал к таким увлечениям. Конечно, стать профессиональным трейсером мне бы никто из родителей не позволил, так что вдохновлялся интернетом и занимался как мог. А к 16 годам мне вообще было все равно, кем я буду, жил одним днем.
Но сейчас я ближе к первой мечте: помогаю компаниям вести бизнес в интернете.
– Какой разброс получился – от предпринимательства до паркура. А почему в итоге именно диджитал?
Всё началось с 18 лет, когда я закончил школу и решил не поступать в высшее учебное заведение, потому что понял: мне там делать нечего. Четыре года просижу, получу диплом, но ничего этим не добьюсь.
Виделось два варианта: разработка сайтов или маркетинг. Логика проста: иди туда, где движуха. Интернет на пике – людям нужны сайты. А сайты нужны, чтобы продавать, – это уже про маркетинг. Если ты умеешь продавать или делать то, что продает, будешь обеспечен – такие специалисты нужны в любом бизнесе. Главное – включить мозги.
Разработка привлекала больше. Тем более, там ясно было, куда расти: мало сделать ресурс, его еще продвигать надо. Это же целый комплекс разных специальностей – конь не валялся, выбирай любую. Около года я был фрилансером.
– Получается, ты программист-самоучка?
Да, самоучка. Я учусь по потребности, а не просто наперёд, вдруг да пригодится. Есть какая-то задача, и мне нужны знания, чтобы ее решить – иду и ищу конкретную информацию. Начинал с курса, который скачал в интернете, посмотрел, что и как нужно делать, разобрался, начал работать. Конечно, у меня была куча вопросов, сомнений – тогда я сутками сидел и гуглил. В итоге уже через 4 месяца начал продавать свои сайты.
– Здорово! А вообще удобно тебе было вот так учиться: самостоятельно, в формате онлайн?
– Я считаю, что учиться по-другому – не очень эффективно. Допустим, сначала учишься чему-то в целом, каким-то вещам, которые тебе здесь и сейчас вообще не нужны. Возможно, понадобятся потом, как специалисту, но точно не сейчас. Из-за ненадобности ты все это просто забываешь. Было дело, что я учился, погружался в теорию. Но когда дело через пару месяцев доходило до практики, я понимал, что всё забыл, нужно начинать заново. Учеба ради учебы, без потребности, считаю, – бессмысленная трата времени.
Именно поэтому я быстро стартанул. Пришел на аутсорс, у меня не было не то что знаний в аналитике, но и вообще в маркетинге. Но это всё равно меня не остановило: через два месяца я уже был одним из лучших просто потому, что учился по потребности.
– Всему можно научиться, причем быстро. Скорость и эффективность зависит от амбиций, целей и насколько тебе «горит». Я просто посмотрел на требования к вакансии и подумал: «Тебе надо. Не знаешь? Сейчас ты сядешь и быстро выучишь, не проблема». Да, иногда такое бывает: не сразу понимаешь какие-то моменты, а дедлайн поджимает – приходится включать «режим интенсива», сидеть и учиться в экстренном порядке.
– Итак, ты выбрал digital-маркетинг сознательно. И как: ожидание и реальность совпали?
Во-первых, я не представлял, что буду аналитиком. Закончил курс «Интернет-маркетолог» , получил комплексное понимание. Мне специальность сначала вообще без разницы была – главное, что в маркетинге. Аналитика понравилась больше всего, хорошо зашла по складу ума. Как у меня обычно на старте, единственное, что я мог спрогнозировать – то, что буду работать в агентстве. Но теперь я знаю, что от этой работы можно получать большой кайф.
– «Интернет-маркетинг» – это единственный курс, который ты прошел, или было еще что-то?
– Да, я покупал пакет курсов: прошёл полностью «Интернет-маркетолога» от Ingate, защитил диплом. На очереди у меня «Digital-стратег». Еще есть «Аналитика» от Completo: он немножко устарел, поэтому я просто его смотрю, но домашки не делаю. Плюс я многому научился уже работая на аутсорсе: смотрю курсы, но часть информации для меня не новая.
Еще «UX-аналитика» от АIC – вот там я учусь. Конечно, есть там и неактуальная информация (вообще для digital быстрое устаревание – это нормально), но курс сам по себе достаточно непростой, сложные домашки.
– Давай вернемся к «Интернет-маркетингу»: пригодились ли сейчас знания, которые ты там получил? Вырос ли ты в профессиональном плане? Может, они сказались на карьерном или личностном росте?
– Первый месяц я учился очень активно. Потом попал на аутсорс в Ingate и пришлось на пару месяцев притормозить, чтобы разобраться с новой работой. Но те вещи, которые успел узнать, здорово помогли.
– Практический опыт я получил, конечно, но далеко не во всех сферах... Его достаточно, чтобы стартовать и понять, куда двигаться дальше. Курс по интернет-маркетингу достаточно широкий, дает представление о многих сферах. Это знакомство с digital, чтобы лучше понять, что именно твое. Отправная точка для более глубокого изучения других специальностей, как в моем случае с аналитикой. Сейчас вот затыкаю пробелы в знаниях уроками из курса по веб-аналитике IMBA, правда без домашних заданий и без обратки от преподавателей.
Любые практические навыки требуют обкатки на разных проектах, в разных тематиках, дополнения какими-то нюансами – тогда опыт спеца можно считать полным.
– Ответ на последний вопрос – можно ли сейчас получить перспективную, хорошо оплачиваемую работу, не имея диплома о высшем образовании? – в общем-то очевиден. Но хотелось бы услышать твои собственные мысли.
– У меня получается как-то: и работа интересная, и зарабатываю неплохо, хотя ни дня не учился ни в универе, ни в колледже. Я даже хотел свой аттестат за 11 класс сжечь – настолько я ненавидел учёбу и насмехался над официальным образованием.
Сейчас надо думать как работодатель: ему нужен человек, который приносит деньги, то есть обладает высоким уровнем компетенций в своей области. Особенно в digital: если работодателю нужен крутой SEOшник, то ему важнее список успешных проектов этого человека. Вуз или колледж может дать диплом, но не даст этого самого портфолио. Ну не готовит наша заскорузлая система образования специалистов, востребованных сейчас на рынке интернет-маркетинга (и не только). Два варианта: или сам или сам плюс курсы, обучающие платформы.
А дальше развиваться по потребности. Сегодня нужен маркетолог, завтра тебе предложат попробовать силы на каких-то смежных задачах: аналитике, SMM, контекстной рекламе. Если тебе нужна какая-то позиция, ты понимаешь, какие при этом у работодателя требования, ты идёшь и получаешь знания и навыки конкретно по этой позиции, по требованию.
Ну и конечно soft-skills – особенно это важно для digital.
– А какие soft-skills помогли и помогают тебе?
Во-первых, гибкость и готовность к изменениям. Интернет – сфера, которая постоянно меняется, и тебе придется меняться вместе с ней, если хочешь оставаться наверху.
Нужно постоянно читать новости, статьи, подписываться на профессиональные издания и мониторить их.
Для маркетолога – это умение договариваться, и в первую очередь – с коллегами и желательно хотя бы немного понимать, их работу, их возможности. Хотя бы для того, чтобы не давать каких-то непосильных задач: я так придумал, но ты ж программист – сделай что-нибудь.
Далее – ответственность. Маркетолог зачастую отвечает не только за бюджеты и заявки, от него во многом зависят бизнес-показатели, то есть деньги в бизнесе в целом.
Что ещё?... Учитывая, что многие инновации идут с Запада, без знания английского в digital будет трудновато. Уровня средней школы, как правило, недостаточно, чтобы читать в оригинале англоязычные издания и общаться с англоязычными маркетологами.
– Кстати, по поводу английского: у нас есть партнерская программа со Skyeng, для студентов IMBA и сотрудников Ingate очень хорошие скидки, до 33%.
Для твоего возраста у тебя уже солидный опыт: ты знаешь, чего хочешь, ты учишься по реальным потребностям, был на наших курсах, поработал на аутсорсе, теперь ты штатный сотрудник Ingate. Наверняка у тебя есть какие-то планы на будущее. До какого уровня ты хочешь дорасти в Ingate или может быть вообще в digital?
– Да я думал об этом и не один раз, есть вероятность что из аналитика я перерасту в стратега, потому что стратегии мне в принципе интересны, а переход из аналитика в стратега мне кажется наиболее логичный путь. Положил эту идею на полку, пока не понюхаю как следует пороху в аналитике. Есть куда расти. Захочется перемен – знаю, куда обратиться.
– Ну что ж, удачи тебе. Всё в твоих руках, а мы будем следить за твоими успехами и карьерой. Тем более, что наши преподаватели не отказывают в консультации студентам, которые уже ведут собственные проекты. Будем снова рады увидеть тебя в среди наших студентов.