Usability
Юзабилити (usability) – это удобство
использования сайта, программы или приложения пользователями. Параметр
важен при оценке поведенческих факторов и много значит для продвижения:
неудобным ресурсом люди пользоваться не будут и предпочтут уйти со
страницы, увеличивая количество отказов и не превращаясь в лида. Что
такое юзабилити, поможет понять пример: точно так же не хотят
пользоваться неудобной техникой или читать плохо сверстанную книгу с
ошибками. Этот параметр учитывается в том числе поисковыми системами,
которые не станут поднимать в верхние строки выдачи сайт низкого
качества. У них есть собственные сервисы для проверки, насколько ресурс
удобен, также для подобного анализа используется помощь особых
сотрудников – асессоров.
Как анализируется юзабилити
Владелец сайта или
специалист, который его поддерживает, и сам может проверить этот
параметр. Анализ можно осуществить самостоятельно, посмотрев на страницы
как бы от третьего лица, можно воспользоваться помощью профессионалов
или сервисов.
Статистика. Сервисы аналитики имеют несколько инструментов, позволяющих оценить юзабилити сайта.
- Карта
кликов помогает понять, в какие места страницы нажимал пользователь, и
отследить его действия. По тому, как ведут себя люди, можно догадаться,
понятен им интерфейс или нет, удобно ли пользоваться сайтом.
- Карта
ссылок демонстрирует, по каким линкам переходили пользователи, а какие
не пользуются популярностью. Статистика кликов по ссылкам позволяет
определить, не нуждаются ли линки и пункты меню в переработке, комфортно
ли посетителям ими пользоваться.
- Вебвизор – сервис «Яндекса»,
который как бы записывает все действия конкретного пользователя на
странице. Проанализировав его поведение, можно выяснить, насколько ему
понятно, что он делает, не сбит ли он с толку неочевидным интерфейсом.
Среди сервисов аналитики популярностью пользуется удобная, информативная и бесплатная «Яндекс.Метрика».
Тестирование.
Существуют тесты, позволяющие отследить юзабилити или, например,
понять, какой вариант дизайна и структуры удобнее пользователям.
Популярный метод – так называемое A/B-тестирование: пользователь,
зашедший на сайт, видит один из двух вариантов, который выбирается
случайно. После этого статистика «Яндекс.Метрики» по разным вариантам
сравнивается и анализируется. Правда, этот способ подходит только для
сайтов, на которых много посетителей, чтобы статистика была
репрезентативной и информативной. При оценке юзабилити используются и
другие методы. Например, тестирование скорости с помощью сервиса Google
Page Insights: скорость тоже имеет значение для удобства пользования
сайтом.
Экспертиза. Если вам нужно профессиональное мнение,
вы можете заказать экспертизу юзабилити у специальных компаний.
Эксперты внимательно проверяют структуру сайта, его наполнение и дизайн,
выносят вердикт и дают рекомендации по улучшению. Стоимость таких услуг
может быть высокой, поэтому за ними обращаются преимущественно крупные
компании с большим бюджетом.
Сравнение с конкурентами. Это
можно сделать и самостоятельно: зайти на сайты конкурентов, желательно
популярных среди пользователей, и просмотреть, как устроен их ресурс.
Существует негласное правило: в рамках одной ниши сайты должны иметь
сходную структуру, чтобы пользователю было легче ориентироваться.
Столкнувшись с незнакомой организацией страниц, он может потеряться и
уйти на другой ресурс, где все привычно и понятно.
Как улучшить юзабилити: структура
В
первую очередь юзабилити – это структурные элементы, навигация и
расположение страниц. Если структура запутанная, пользователю непонятно,
как найти нужную страничку, он теряется и порой уходит, так и не
добравшись туда, куда хотел. Проработка структурных элементов поможет не
допустить такой ошибки и не потерять посетителей.
Перелинковка.
Чтобы страницы не терялись, на каждую из них должна вести ссылка.
Например, если в каком-то разделе вы упоминаете статью, лучше оставить в
этом месте анкорный линк на эту статью. Это оценят и пользователи,
которым не придется искать ее самостоятельно, и поисковые системы.
Ссылки должны иметься на все важные разделы. Грамотно расставленные
ссылки помогут улучшить поведенческие факторы, последовательно направить
пользователя от одних страниц к другим и надолго задержать его на
сайте.
Меню. Это почти продолжение предыдущего пункта:
любому сайту сложно обойтись без меню. С его помощью должно быть легко
добраться до каждого раздела или подраздела. Само оно должно быть
понятным и находиться в одном из тех мест, где его ожидают увидеть
пользователи: сбоку или вверху.
Хлебные крошки. Название
произошло от сказки «Гензель и Гретель»: дети, чтобы не заблудиться в
лесу, отмечали путь хлебными крошками. Так и с переходами по страницам:
на страничке должен отображаться путь к ней, то есть раздел и подраздел,
где она находится. Обычно это горизонтальная полоса в верхней части
интерфейса с текстом примерно такого содержания: «Главная – Название
раздела – Название подраздела – Имя страницы». Каждый из пунктов –
ссылка на указанный раздел. С помощью хлебных крошек упрощается
навигация.
Карта сайта. Речь не о sitemap.xml, которая
существует преимущественно для поисковиков. Речь о HTML-карте, по сути,
еще одной странице, на которой приведена структура сайта со ссылками на
каждый раздел и подраздел. Наличие такой карты позволяет пользователям
не запутаться, особенно если она понятная и продуманная.
Важные сведения в заметных местах.
Ссылки на информацию, которая важна пользователю и может понадобиться в
любой момент (например, сведения об оплате и доставке в
интернет-магазине), следует выносить в верхнее меню или в футер.
Проработка функциональных элементов
Чем
больше возможностей пользователь находит на сайте, тем выше юзабилити.
Например, если речь об интернет-магазине, лучше иметь много фильтров
товаров, чем не иметь их вообще или создать только малое их количество.
Функциональные элементы – это еще и возможность быстро узнать об акциях,
пометки для особых условий, виджеты обратного звонка или
онлайн-консультанта. В последнем случае важно, чтобы консультант был
живым человеком. Если на сайте отвечает бот, доверия к такому виджету не
будет, и пользователи только ухудшат впечатление.
Создание удобного дизайна
Главное
требование к дизайну – он должен быть приятным, не вызывать негативных
эмоций и не мешать пользоваться сайтом. Яркие кричащие цвета, которые
любили использовать пятнадцать лет назад, только отвратят пользователей.
Нет, подобными элементами можно пользоваться, но важно помнить об
уместности и гармоничности.
- Шрифты не должны быть слишком
маленькими или большими, тем более рукописными. Их должно быть легко
читать. Важное требование – контрастность. Например, голубой текст на
белом фоне читать очень тяжело.
- Можете посмотреть, какие шрифты и
элементы дизайна используют конкуренты. Например, шрифты с засечками
редко применяются для текстового контента – только для логотипов.
- Цветовая
гамма обязана быть гармоничной и не бить по глазам. Не нужно сочетать
ярко-желтый с кричаще-красным или оранжевым. Черные фоны уместны только в
некоторых случаях и мешают восприятию контента (если хотите темный фон,
лучше сделайте его серым).
Формирование качественного контента
Тексты
на странице должны быть грамотными, как следует отформатированными,
содержать подзаголовки и списки. Пользователю должно быть удобно читать:
старайтесь избегать нагромождения конструкций, канцеляризмов, слишком
длинных фраз. Пусть копирайтеры пишут статьи простым и понятным языком
без воды. Информативный и качественный контент серьезно увеличит доверие
пользователя, а ошибки, неструктурированные блоки текстов без картинок и
форматирования – наоборот, отпугнет.
Ускорение страниц
Медленная
загрузка сайта – тоже проблема юзабилити. Проверить скорость можно с
помощью специальных сервисов, увеличить – исправив ошибки, уменьшив вес
кода и графических элементов. На странице не должно быть много «тяжелых»
данных. Например, картинки лучше сжимать, уменьшая их вес (но не так
сильно, чтобы страдало качество). Лишние скрипты – убирать или
оптимизировать.
Поддержка разных устройств
Сайт,
который плохо работает в каком-то браузере или, скажем, на мобильном,
теряет пользователей и позиции. Старайтесь проверять, как функционирует
ресурс на разных устройствах и в нескольких браузерах: для этого есть
специальные сервисы. Учитывайте потребности пользователей при верстке.
Ориентироваться лучше на популярные браузеры, а не на редкие: таких
посетителей намного больше.
Отсутствие ошибок
Битые
ссылки, ведущие на страницу 404, и прочие досадные ошибки мешают
пользователю. Старайтесь следить за актуальностью контента и вовремя
удаляйте неработающие элементы или перерабатывайте их.
Стать
хорошим специалистом по продвижению сайтов и улучшению поведенческих
факторов помогут курсы, составленные профессионалами. Специалисты IMBA
готовы помочь вашей карьере.