CMS
CMS, или система управления контентом – это
программное обеспечение, которое позволяет создать сайт, наполнить его
содержимым и администрировать без навыков программирования. CMS еще
называют движком. На основе таких систем разработано большинство
веб-ресурсов: от крупных порталов до интернет-магазинов. Пользоваться
готовыми решениями намного проще, чем писать движок с нуля, вдобавок не
понадобится привлекать большое количество разработчиков.
Что такое CMS
Аббревиатура расшифровывается
как Content Management System – система управления контентом. Сегодня
под этим обозначением скрывается масштабное программное обеспечение,
состоящее из множества модулей и позволяющее гибко настраивать и менять
содержимое сайта. Принцип работы движка подразумевает взаимодействие
между собой этих модулей. С помощью CMS сайты можно собирать из
отдельных блоков наподобие конструктора, подключая и настраивая нужные.
Система включает в себя:
- визуальный интерфейс.
Редактор содержимого страниц, разделы, в которых можно массово управлять
контентом. Административная панель таких систем обычно дает возможность
полноценно администрировать сайт, не трогая код;
- хранилище элементов.
Собственный менеджер контента позволяет загружать в систему изображения
и файлы, размещать их на страницах. Сюда относятся фотографии товаров,
иллюстрации к статьям, прикрепленные документы, иконки, детали дизайна и
прочие элементы;
- хранилище баз данных. Информация о наполнении, профили пользователей и другие важные записи хранятся именно там.
Дополнительные модули.
Популярные CMS поддерживают возможность установить десятки сторонних
модулей, отвечающих за разные возможности. Это может быть что угодно: от
формы с комментариями до интерактивного меню. Встречаются также чисто
технические дополнения, отвечающие за безопасность и параметры, влияющие
на продвижение.
Возможности систем управления контентом
Практически
все типовые сайты (визитки, лендинги, интернет-магазины, ресурсы,
предлагающие пользователям услуги) основаны на базе какой-либо CMS.
Позволить себе писать сайт с нуля могут только специализированные
IT-конторы, в которых работают целые команды профессиональных
разработчиков, а также крупные компании. Остальные игроки рынка
используют системы управления контентом. Благодаря CMS даже человек без
знаний программирования сможет:
- быстро, в несколько кликов создавать и наполнять страницы;
- изменять содержимое сайта, включая странички, внутренний контент, дизайн и расположение элементов;
- добавлять функциональные модули, развивать и администрировать ресурс, работать с пользователями и управлять возможностями сайта.
По
сути, все основные типовые действия можно выполнять, не притрагиваясь к
коду, работая исключительно в визуальном редакторе CMS. Это позволяет
экономить средства и не привлекать к наполнению каждой страницы
отдельного программиста.
Примеры популярных систем
Недостаточно
знать, что такое CMS. Специалист в диджитал-сфере должен приблизительно
представлять, какие системы существуют, под что они заточены и
насколько функциональны. Некоторые варианты лучше подходят для небольших
сайтов, некоторые – для крупных тяжеловесных проектов. Существуют CMS,
специально разработанные для определенных типов ресурсов, например
магазинов.
Универсальные. Так можно условно назвать
системы, не заточенные под конкретный тип сайта. Они отличаются большим
количеством модулей, обычно широко распространены.
- WordPress. Система находится на первом месте в мире по
частоте использования. Изначально движок предназначался для блогов,
сейчас применяется практически во всех сферах благодаря гибкости,
бесплатности и широким возможностям.
- Joomla. Если
WordPress – первая по популярности система, то Joomla – вторая. Она
легковесная, бесплатная, имеет огромное количество дополнительных
модулей и, как некоторые считают, лучше подходит для информационных
порталов, чем для торговых. Хотя встречаются и магазины, написанные на
«Джумле».
- «Битрикс». Российская CMS, известная своей
масштабностью. Тяжеловесная, используется для крупных сложных проектов,
предоставляется на платной основе.
- Drupal. Имеет мощный
функционал, считается довольно тяжелой, но, в отличие от «Битрикса»,
бесплатна. Поставляется по лицензии с открытым исходным кодом.
- MODX, DLE и другие удобные, но менее распространенные CMS.
Для интернет-магазинов. Некоторые движки изначально создаются с
расчетом на интернет-магазины. Они имеют базовый функционал для
размещения товаров и наполнения каталога. Среди известных представителей
– бесплатные OpenCart, платные российские разработки вроде Shop-Script или UMI.CMS, прочие системы, не такие известные в русскоязычном интернете.
Для форумов. Форумы – довольно специфический вид сайтов,
сейчас намного менее популярный, чем десять лет назад. Они предназначены
для тематического общения: технические, игровые, профессиональные
площадки. Назначение у таких ресурсов чисто информационное, а
функциональность довольно своеобразная и требует соответствующих CMS.
Для форумов используются специализированные системы: vBulletin, phpBB, прочие движки.
Прочие. Существует много CMS, заточенных под конкретный тип
сайта. Яркий пример – многочисленные wiki-движки. С помощью таких систем
созданы многочисленные интернет-энциклопедии со схожим дизайном,
структурой и возможностями. Наиболее известный из них – MediaWiki: на нем написана сама «Википедия» и функционально похожие на нее проекты.
Преимущества и недостатки
Плюсы. Достоинств
у использования CMS для рядового сайта намного больше, чем недостатков.
В первую очередь преимущества связаны с высокой скоростью, удобством и
дешевизной работы с ресурсом. К ним можно отнести:
- короткий срок разработки сайта;
- простоту настроек, администрирования, добавления новых элементов и редактирования существующих;
- отсутствие необходимости уметь программировать и верстать на продвинутом уровне (базовые знания могут пригодиться);
- дешевизну разработки типовых ресурсов;
- возможность легко изменить дизайн и создать красивое оформление;
- обилие модулей, добавляющих сайту новые функции;
- возможность наполнять страницы, не имея специализированных знаний.
Минусы.
Готовые движки не подходят для тех, кто хочет предложить своим клиентам
что-то нестандартное. Если компании нужен сайт с уникальными функциями и
возможностями, типовых CMS для реализации будет недостаточно. Как
правило, в таких случаях речь идет о специализированных IT-конторах, и
сайты они создают с нуля, пользуясь услугами программистов в штате.
Продукты таких компаний – разнообразные веб-приложения и сложные
сервисы: от онлайн-редактора изображений до продвинутой системы
аналитики. Обычно такие веб-ресурсы не продают продукт, а сами им
являются.
Как выбрать подходящую CMS
Ориентироваться стоит на несколько показателей:
- технические возможности.
Нужно сразу обратить внимание на уровень безопасности системы,
доступные модули и расширения, базовую функциональность. Поддержка
сайтмапа, метатегов и человекопонятных URL, возможность обрабатывать
ошибки – все это будет иметь значение при работе;
- направленность сайта. Тем, кто хочет создать интернет-магазин, и тем, кто планирует разработать портал университета, явно понадобятся разные движки;
- личное удобство.
Здесь стоит ориентироваться только на свои предпочтения. Кому-то
покажется удобной одна система, кому-то понравится другая – разные люди
предпочитают различные решения;
- язык. Не все CMS имеют
русскоязычную локализацию, и те, кто не уверен в своем уровне
английского языка, чаще выбирают системы с поддержкой русского.
Как понять, какая CMS установлена на сайте
Разные
системы имеют свои особенности. Даже если владелец ресурса закрыл
информацию о движке от посетителя, по некоторым деталям можно узнать, на
какой CMS написан сайт. К таким деталям относятся:
- автоматически сгенерированные URL;
- HTML-трафик и особенности записей в cookies;
- файл robots.txt (разные CMS закрывают доступ к разным страницам);
- адрес страницы входа в административную панель.
Также существуют сервисы наподобие 2ip, позволяющие узнать о сайте ряд сведений. В частности, об установленной CMS.